Автомобильный протест во Владивостоке вызвал резонанс во всем мире. В России же, как водится, государственное телевидение спрятало голову в песок и предпочло ничего не сообщать гражданам страны о том, что происходит в Приморье. А зря. Было много любопытных моментов. Начать следует с опровержения домыслов, что за этими акциями, прокатившимися по Владивостоку в течение двух недель, стоит некая автомафия, финансируемая ни много ни мало американским Конгрессом и ЦРУ. Подобные бредовые идеи, звучащие на интернет-форумах являются продуктом воспаленного воображения, хотя ничто не мешает эти высказывания с тем же успехом приписать спецслужбам российских лоббистских группировок, заинтересованных в подавлении автоимпорта.
Вообще, все происходящее изредка напоминало какое-то позднее средневековье, когда церковь повелевала креститься тремя перстами, а часть народа настаивала на свободе выбора ритуала и предпочитала двоеперстие. Раскольников также гоняли царевы опричники, и многие из старообрядцев, кстати, осели в восточных регионах России.
В роли еретиков прошлого сегодня оказались владельцы японских праворульных автомобилей, на которых обрушился мощный прессинг государства российского. По иронии судьбы все они, за редким исключением, проживают на востоке страны. Дальневосточный автобизнес после принятого Владимиром Путиным 10 декабря постановления о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок оказался под угрозой вымирания, так же, как под угрозой вымирания оказались и сами праворульщики.
Денежный вопрос
Основная проблема новых таможенных ставок в том, что их введение приводит к двукратному росту цены на самые популярные и распространенные автомобили среднего ценового диапазона. Так, популярные на Дальнем Востоке "Марки", "Ипсумы", "Одиссеи" и "Блюберды" уходят в ценовой диапазон от $20 до $30 тысяч, "Короллы" и "Лансеры" - от $15 до $20 тыс. и так далее. Более-менее перспективными остаются ставки лишь для очень дорогих машин, владельцы которых не особенно заморачиваются поиском штуки-другой баксов, либо для 660-кубовых микробов, популярность которых среди россиян стремится к нулю.
При таком раскладе неудивительно, что первыми забили тревогу непосредственно автодилеры. Уж они - то прекрасно понимают, что в условиях кризиса покупатель не осилит новый ценник, и спрос на машины неминуемо упадет. А вслед за ним посыпется, как карточный домик, вся выстроенная за пятнадцать лет структура дальневосточного автобизнеса. Судоходные компании, порты, склады, железная дорога, автоперевозчики и прочая-прочая прочая. Без прежнего объема работ остается не только пролетариат типа докеров или рабочих автосервиса, но и армия "синих воротничков": клерков аукционных компаний, продавцов автомагазинов, нотариусов, и связанных с ними разномастных чиновников.
Да и госструктурам в погонах не поздоровится - работа в таможне и ГАИ теряет былую привлекательность. Авторынок Приморья взаимосвязан по всем направлениям. А тут еще кризис на дворе...
Тогда мы идем к вам!
На улицу вышли не только автодилеры. Те из сограждан, которые первыми сообразили, что в перспективе их ждет либо отказ от покупки автомобиля, либо покупка машины российского производства, что равносильно первому варианту, вошли в число протестующих. Желания добровольно пересаживаться с иномарки на "ВАЗ" нет в Приморье ни у кого.
14 декабря состоялась первая манифестация. С лозунгами "Пошлины - смерть" часть участников акции проследовала от центральной площади до Некрасовского путепровода, где и перекрыла движение в город. Над толпой колыхался и лозунг "Владик с Курилами теперь отдайте Японии", который на западе страны истолковали как требование отрыва от России части территории. Постичь сарказм этой фразы, в которой выражено отчаянье дальневосточников, у толкователей ума, видимо, не хватило.
Зато хватило ума прислать в столицу Приморья московский ОМОН, который в воскресенье, 21 декабря, отличился жестоким избиением на площади не только протестантов, но и освещавших событие журналистов, плюс совершенно невинных зевак, оказавшихся не в то время не в том месте. Легионеры Третьего Рей... Рима сделали "Жигулям" отличную рекламу.
После просмотра снятых на месте событий видеороликов, в изобилии разбросанных по Интернету, многие дальневосточные автовладельцы крепко задумались о смене места жительства, так как навязчивость Москвы начинает напрягать. С этической же стороны дела обстоят вообще хуже некуда - ратующий за отечественный автопром премьер-министр России сам почему-то ездит на иномарке, и продукцией "АвтоВАЗа" пользоваться не собирается.
Восстание машин
Японский автомобиль на Дальнем Востоке давно стал уже местной достопримечательностью и составной частью нашей культуры. Тигры, трепанги и "Тойоты" - как три составляющие единственно верного учения. Убери одну - исчезнет вся аура здешних мест.
Неудивительно, что к правительству обратились даже совершенно далекие от политики коллекционеры старинных японских автомобилей - на стачке в аэропорту присутствовали олдтаймеры "Краун" 1973-го и "Глория" 1976 года выпуска. На машинах были надписи, адресованные "АвтоВАЗУ" - "В 2008-м слабо справится?" Увы. по уровню комфорта даже самые современные "Лады" недотягивают до японских ветеранов, которым уже под сорок.
Как прокомментировал свое присутствие хозяин "Крауна" Nitzer, "правительство идет совершенно не тем путем. Авторынок может нормально развиваться только в условиях конкуренции. В Японии нет никаких пошлин на ввоз машин, и это нисколько не мешает нашим соседям делать великолепные автомобили. Нужно заниматься культурой производства, а не пошлинами".
Вообще автопарк участников двухнедельных акций был чрезвычайно пестр. В колоннах протестующих навороченные "Прадики" шли рядом с "Кеями", "Цедрики" на транзитах соседствовали с "АДэхами" деревенского вида. 14 декабря присутствовали даже могучие "Фрейтлайнеры", которым, казалось бы, совершенно до фонаря повышение пошлин - у них совсем другой код таможенной классификации. Тем не менее чувствовалось, что шаги центра задевают интересы очень широкого круга людей. И машин.
С наступающим!
Новые пошлины должны вступить в силу 11 января. Тем, кто не успеет растаможиться до этого дня, не позавидуешь. Может быть, по причине возникшей на этом фоне нервозности, а может, по какой-то другой причине, но среди декларантов во вторник прошел слух, что Владивостокская таможня второй день подряд не принимает декларации на оформление привезенных иномарок.
Как говорят автодилеры, без каких-либо объяснений и уведомлений изменен порядок подачи документов на оформление транспортных средств. Если ранее документы принимались в порядке общей очереди "через окошко", то теперь в "окошки" берут только те документы, которые заверил своей подписью лично начальник поста. Такая процедура многократно замедляет оформление, не говоря уже о том, что части документов отказывают в подписи без объяснения причин.
По неофициальной информации, из Москвы ранее поступила команда всеми возможными способами затягивать оформление автомобилей, чтобы в новом году растаможить их по новым пошлинам. Есть также неофициальные сведения, что таможенный пост "Морской порт Владивосток" с 29 декабря закроется на праздники.
Всё это в корне противоречит обещаниям губернатора Приморья Сергея Дарькина, который в прошлый четверг на встрече с автодилерами региона пообещал, что таможня будет работать оперативно до последнего дня уходящего года, а также по максимуму во время новогодних праздников. Слова были сказаны как раз в успокоение во время акций протеста против повышения пошлин и, видимо, с выступлением московского ОМОНа утратили силу. Судя по всему, даже губернатор бессилен против тех таможенных чинов, которые вот так просто преподнесли еще один "новогодний" подарок гражданам своей страны...
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию