Структура, цены, перспективы, битвы таксистов с бомбилами… Чего стоит бояться пассажирам… Полный обзор рынка Москва — огромный город, в котором решены практически все вопросы, связанные с обслуживанием населения. Открытым, кроме пробок и стоянок, остается вопрос передвижения на такси. По неофициальным данным, в Москве живет около 20 миллионов человек, по данным последней переписи, проводившейся в 2003 году, — 10 млн. На такой огромный город приходится около 6 тысяч легальных автомобилей такси. А в день принимается от пассажиров около 40 тысяч звонков… 26 января 2007 года был принят закон «О такси в городе Москве». До этого таксомоторные перевозки никак не регулировались (а теперь хоть и регулируются, но порядка все равно не прибавилось). «В цивилизованном городе должно быть цивилизованное такси, а москвичи должны иметь гарантию, что они могут в любое время суток воспользоваться этой услугой», — сказал руководитель Департамента транспорта и связи Москвы Леонид Липсиц в день принятия закона, добавив, что в настоящий момент потребность города составляет 24-25 тысяч такси. Подсчитать, сколько нелегалов-частников ежедневно выезжает на дорогу для отлова пассажиров, — невозможно. Для этого нужно подсчитать все «пятерки», «шестерки», «восьмерки» и «девятки» в городе. Плюс все «Волги» и владельцев стареньких иномарок. К этому числу можно добавить десятки тысяч «разовых» бомбил, от случая к случаю подвозящих пассажиров. По данным разных источников, от 70 до 80% перевозок осуществляют таксисты-нелегалы. Все это как нельзя лучше характеризует тот хаос, который творится на рынке такси. Деятельность, которую необязательно лицензировать (лицензирование было отменено в 2005 году), бесчисленное количество частных служб такси, нехватка такси государственных, и над всем этим — бомбилы, нахально отхватившие себе большую часть рынка. А годовой оборот рынка такси, по некоторым оценкам, достигает в Москве миллиарда долларов… И все-таки что-то меняется в лучшую сторону на рынке такси. Разница в цене, которую назовут вам бомбила и диспетчер такси, постепенно сокращается. Людей, которые не хотят рисковать своей жизнью из-за ста рублей «выигрыша», тоже не так мало. Конкуренция между частными службами такси просто немыслимая. У любой компании есть сайт (всего сайтов московских компаний около тысячи) и объявления на Яндекс-директе. Во многие машины устанавливается оборудование, чтобы можно было расплатиться за поездку карточкой. Скоро станет редкостью такси, в котором не принимают кредитки, — такая вот складывается динамика. Более того, каждая служба такси теперь старается как-то выделиться на фоне остальных, пытается создать бренд. Такси розовые, женские, зоо- и кино- Так появилось «Розовое такси» со своей «миссией» — такси для женщин, для мам и их детей, «где все водители женщины, все машины оборудованы детскими креслами от 0 до 12 лет». Более того, все автомобили и пассажиры застрахованы. На сайте такси (pinktaxi.ru) висит предупреждение: «Остерегайтесь обмана и подделок!». И неудивительно — такси для женщин — хорошая идея. Называется эта идея сегментацией рынка. Еще одна служба тоже сделала акцент на женщин и называется «преКрасное женское такси» (redtaxi.ru). Инна Корниенко — генеральный директор «Lades Red Taxi — преКрасное женское такси» — продумала идею «от» и «до». Несмотря на то, что компания вышла на рынок всего год назад, она обрела постоянных клиентов и гордится этим. Основных идей несколько: за рулем — только женщины, машины — только красные. «Так мы можем выделиться — ведь таксомоторных компаний на рынке очень много, а наша цель к тому же показать, что в такси может быть качественный сервис. У нас работают красивые женщины, умницы, от которых, кстати, пахнет духами, а не табаком. Женщина всегда чувствует — хочет клиент поговорить или помолчать. У нас очень много постоянных клиентов, потому что сервис для нас — это ключевое понятие, и мы стремимся к его максимальному уровню, а пассажиры это чувствуют». Говоря о бомбилах, Инна Корниенко отметила, что они не столько мешают, сколько портят образ рынка в целом: «Бомбила берется везти пассажира на стодолларовой машине, не зная дороги и не понимая, что такое сервис». Вопрос безопасности в этом красно-прекрасном такси решается просто: в машинах установлены GPRS-навигаторы, в которых есть тревожная кнопка и голосовой вызов. А вообще, по признанию Инны Корниенко, 70% «ее» пассажиров — иностранцы. «Бывает, что наши девушки везут иностранца в час пик, по пробкам. Пробки приходится объезжать по каким-нибудь промзонам». По ее словам, иностранцы от таких пейзажей за окном перестают щебетать, вжимаются в кресло и бледнеют. И тогда водительницам приходится объяснять, что вовсе они не маньячки, а просто в центре — пробка. Еще одна служба такси с сервисом — «Другое такси» (drugoetaxi.ru). Девиз безысходно-многообещающий: «Никто не может избавить москвичей от пробок, выход остается один — перемещаться по городу в другом измерении». В качестве признаков другого измерения преподносятся желанным VIP-клиентам следующие моменты: «Мы подаем машину именно тогда, когда вам это необходимо, встречаем в аэропорту или на вокзале; водители нашего такси, профессионалы с многолетним стажем, всегда подскажут нужную вам информацию, а также помогут при необходимости донести ваш багаж (бесплатно); GPS-навигаторы позволяют постоянно наблюдать за передвижениями автомобиля; каждый пассажир застрахован на $100 000». Средняя стоимость поездки — тысяча рублей. Зато это будет только представительская машина. Встреча в аэропорту обойдется клиенту в 2900 рублей. Это все в совокупности называется VIP-такси. В «ТаксиПлюс», тоже VIP (taxiplus.ru), Mercedes W140 или W210 можно заказать за 2400 рублей (это стоимость минимального заказа длиною в три часа), далее — 600 рублей за час. Но рынок создал не только такси для женщин и любителей роскоши. Рынок создал такси для киноманов и отдельных водителей для пьяных. «Сколько раз на предложение друзей выпить вместе вы отвечали банальным: «Я за рулем…»? Понятно, что вы не хотите подвергать опасности себя и окружающих. Знаете ли вы, что из данной ситуации есть достойный выход?» — многообещающе начинают владельцы компании «Автопилот» (sdriver.ru). И дальше они рассказывают, как прекрасен этот мир, если можно хорошенечко выпить и не переживать о доставке себя и машины до дома. Минимальная стоимость этой заманчивой услуги — 1500 рублей за первый час, далее — 300 рублей за 30 минут. При условии поездки за пределы МКАД к базовому тарифу добавляется оплата километража — 25 рублей за 1 км поездки. Заказ, ожидание, обратная дорога водителя на такси включены в общую стоимость услуги. Еще одна хорошая идея — это кинотакси (kinotaxi.ru). Вас не просто повезут к месту назначения, но и покажут какой-нибудь фильм. Посмотри?те, сколько успеете, и в следующую поездку досмо?трите. На сайте выложены цены, и клиент может узнать, сколько стоит «фиксированный маршрут». Например, путь до аэропорта «Шереметьево» из Северного округа столицы стоит 770 рублей. Если вы хотите, чтобы гостя встретили, стоимость возрастает до 870 рублей. Более того, можно заказать машину без водителя (не в смысле она приедет сама, а в смысле вы доедете до нее на метро и сами сядете за руль) — это стоит от 1100 рублей за сутки. Есть такси для животных. Причем таких компаний — не одна и не две. Например, зоотакси (zootaxi.ru) «быстро и комфортно доставит вас и ваших питомцев на выставку, в ветеринарную клинику, в салон-парикмахерскую для животных, на вокзал или в аэропорт, и даже на дачу». Причем такси для животных гораздо дороже, чем такси для людей. Для сравнения: доставка животного в определенное место г. Москвы — 800 рублей, в то время как минимальный заказ простого человеческого такси обойдется вам в 300 рублей (если это не «Кадиллак», конечно). При этом товарищи не оговаривают вид животного, что, на мой взгляд, является великим недоразумением. Что делать, если я захочу везти лошадь на выставку или крокодила на маникюр? Неизвестно. Довезу.ру Часто пассажиру ценнее не сервис, а экономия. Отсюда появляется не только спрос на бомбил, но и новая услуга. Существует сайт «Довезу». На этом сайте ищут и находят друг друга люди, которые живут и работают рядом, — для того чтобы вместе ездить на работу. Например, некий Дмитрий ищет попутчика, чтобы ездить с Бульвара Дмитрия Донского до Тверской. Выезжает он в 6.30, едет обратно в 19.00 — всю неделю. Он с удовольствием возьмет попутчиков из Южного Бутова, чтобы вместе добираться до центра. «Надеюсь, что попутчик разделит со мной траты на бензин (50 руб. в день — дешевле, чем по максимальным ценам на метро и на автобусе)», — говорит Дмитрий. Так вы можете каждый день ездить практически бесплатно от дома до дома. Заинтересовавшимся сюда: dovezu.ru. P.S. Кстати, 1 сентября московскому такси исполнилось 100 лет. История 1 сентября 1907 года в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Сначала «шоферам» можно было ездить не быстрее двенадцати верст в час (19,2 км/час), позднее – не быстрее двадцати (32 км/час). Видимо, сказалась любовь к быстрой езде. Такса за проезд составляла сорок копеек за версту, а за время остановки взимался один рубль в час. Но революция и последовавшая за ней Гражданская война практически уничтожили начавший было цвести частный извоз. Где-то в 1924-1925 годах XX века такси ожило. По дорогам разъезжали «Renault», потому что первой компанией, начавшей серийно производить такси, была «Renault». Красно-зеленый окрас отличал эти машины от остальных. Устройство таксомоторов отличалось от обычных автомобилей: водитель сидел отдельно от пассажиров – в открытой передней части, а сами пассажиры сидели в закрытой, «каретной» части. Это делалось для того, чтобы не мешать пассажирам, а также для более удобного обзора улицы водителем и общения с пешеходами и полицейскими. В 1934 году, когда на только что построенном автозаводе ГАЗ началось серийное производство легковых автомобилей, такси стало «отечественным». До войны самым распространенным таксомотором была «эмка» – ГАЗ-М1, после войны – ГАЗ-М20 «Победа». Именно на «Победы» в 1948 году установили «шашечки» и зеленый огонек, породив песню про «зеленоглазое такси». В СССР такси стойко ассоциировалось с чем-то преступным и отвратительным. Например, часто такси выполняло функцию передвижного «казино», где обходительные жулики беззастенчиво оставляли без нитки советских граждан. Всегда посредством такси можно было достать за десять рублей пол-литра водки. И тем не менее такси было доступно и надежно, а водители обладали всеми социальными гарантиями. Более того, советские такси крайне редко фигурировали в сводках ДТП тех времен. Водители, «Местные» и не местные Пытается ли правительство Москвы решить проблему наведения порядка на рынке такси — вопрос риторический. Вероятно, пытается. Но, например, единая диспетчерская служба, которая должна была принимать все звонки от всех москвичей и распределять по таксомоторным компаниям, так и не была создана. «В городе не хватает такси, потому что бизнес этот в основном нелегальный, — жалуется сотрудник 7-го таксомоторного парка Владимир Пескарев. — Нужно бороться с частниками, которые не платят налоги. Государственные организации, конечно, несут из-за них убытки. Но заказывая «желтое такси», вы покупаете не кота в мешке и точно знаете, что расстояние до «Домодедово» или «Внуково» неизменно, и знаете заранее, сколько будет стоить ваша поездка». «Легального такси в Москве однозначно не хватает, а если бы хватало машин на всех желающих, то и бомбил бы не было, — рассказывает Сурен Багдасарян, администратор 8-го таксомоторного парка «Старое доброе такси». — И новый закон их искоренить не поможет. Нелегалы не пойдут работать в городское такси — их не устраивают условия работы в таксопарке. Такие ребята не готовы выполнять план, обычно плохо знают Москву. Они за руль садятся и говорят: показывайте дорогу». P.S. На телеканале О2-TV в передаче «Разговор без правил» 25 июня 2007 года обсуждалась тема таксистов-нелегалов. Передача прошла по следам акции «Не дадим рулить мигрантам», проведенной подмосковным молодежным движением «Местные». За эту акцию движение тут же обвинили в разжигании межнациональной розни. На что лидер движения Сергей Фатеев возражал, что эмигрант за рулем это опасно, ненадежно и страшно. Спикер Мосгордумы Владимир Платонов, расчувствовавшись, даже отозвал из Генпрокуратуры свою жалобу на действия «Местных», поданную в начале акции. Такси в сводках ГУВД (типичные случаи) 23 июля 2004 года задержан Г. Андрей Владимирович, который, работая в должности водителя ОАО «ЭлексПолюсТакси» и являясь материально ответственным лицом, предоставлял различным водителям возможность произвести заправку их а/м по пластиковой карте №0400001272, выданной ему для заправки служебной автомашины. Причиненный материальный ущерб — 7568 рублей. 6 февраля 2005 года в 18.20 в ОВД обратился Н. Денис Валерьевич, водитель ООО «Контактстрой», и заявил, что по Рублевскому шоссе неизвестный на а/м «Форд-Фокус» беспричинно из неустановленного оружия выстрелил в его сторону. В результате было разбито стекло задней двери. За совершение указанного преступления задержан Д. Борис Анатольевич, таксист ООО «Такси-Триумф», у которого изъят пистолет. 8 марта 2006 года в 6.50 по адресу Русаковская набережная, 1, задержан Г. Сергей Сергеевич, уроженец Белгородской области, водитель ЗАО «Новое желтое такси», который по вышеуказанному адресу проник в а/м ВАЗ 2121 и похитил автомагнитолу с колонками. Похищенное изъято. 4 мая 2006 года в ОВД обратилась Е. Акмарал Адилховна, 1970 г.р., замдиректора ООО «*****», и заявила о том, что у станции метро «Калужская» остановила такси желтого цвета. Подъехав к д. 6 по ул. Василисы Кожиной, водитель автомашины, угрожая словами, отобрал у нее сотовый телефон «Нокиа-8310» и скрылся. То, что не попало в сводку Татьяна Плотникова, бильд-редактор «Свободного пространства», молодая, красивая, кроткая девушка, мама маленького Алешки, не так давно оказалась жертвой «психической атаки» легального таксиста: – Как всегда во вторник поздно сдавали номер. Вызвала такси из фирмы «Такси-клуб». Я несколько месяцев пользовалась этой службой, и проблем никогда не возникало. У ворот редакции меня ждал темно-серый «Ниссан», номер Х340ЕС. От редакции отъехали в 23.55 (всегда обращаю внимание на время, часы были на радио и навигаторе). Указала направление поездки (окраина Москвы, юг). Ехали молча, со средней скоростью 80-90 км/час. Перед нужным поворотом я предупредила водителя, но он проехал мимо, сказав, что я плохо объяснила. Поехали по другой дороге. К дому подъехали в 0.30. Я протянула водителю 500 руб. (по «бизнес-тарифу» поездка 40 мин. – 400 руб.). Водитель потребовал 600 руб. Я отказалась переплачивать. Водитель стал грубо требовать деньги. Обвинил меня в том, что я не умею объяснять дорогу. Отказывался взять 500 руб. (что и так было больше тарифа). Стал угрожать, что если я не отдам требуемые 600 руб., он отвезет меня «туда, откуда не выберусь». Я попросила связаться с диспетчером для разрешения вопроса. Он отказался, сказал, что повезет меня обратно. Я попыталась открыть дверь, но он ее заблокировал. Потом резко тронулся с места и помчался в обратном направлении. Когда мы выехали на Варшавку, я наконец поняла, что это все не кошмарный сон, и позвонила диспетчеру в 0.44 со своего мобильного и объяснила ситуацию. Также я позвонила в редакцию и все рассказала своему коллеге. Диспетчер перезвонила водителю и убедила его доставить меня на место. Водитель развернулся на шоссе и бросил фразу: «Скажите спасибо диспетчеру», на что я ответила: «Да уж, теперь не вам». Он сразу так резко затормозил, что я чуть не перелетела через переднее сиденье, и стал угрозами, грубыми криками выгонять меня из машины посреди шоссе, ссылаясь на то, что это его личная машина и он не намерен меня куда-либо везти. Я снова позвонила коллеге, он посоветовал мне выйти и ждать звонка диспетчера. Позвонили из фирмы, извинились и обещали прислать еще машину. Через 10 минут приехал другой водитель. P.S. От редакции. В фирме «Такси-клуб» нам сообщили, что водитель «Ниссана» уволен. Возможно, он нашел работу в другой конторе. Если вы позвоните в какую-нибудь диспетчерскую и вам пришлют эту машину, советуем десять раз подумать, стоит ли в нее садиться. Кстати, справка За I квартал 2007 года в России, по данным ГИБДД, произошло 41 356 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 5624 человека погибли, а 50 488 человек получили ранения. 1937 ДТП произошло по вине водителей. В среднем по России более 60% всех ДТП происходит с участием такси — правда, в эту цифру включены и такси маршрутные. Отдельной статистики о виновности в авариях водителей городского такси не ведется. Екатерина Антошкина
Екатерина Квашенкина
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию