Если театр начинается с вешалки, то автомобиль – с завода. Взяв на вооружение эту хрестоматийную истину, первый частный китайский автоконцерн Geely постоянно совершенствует и расширяет производственные мощности.
Как машину назовешь…
Среднестатистический китаец, как и его европейский собрат, к вопросу покупки автомобиля относится очень серьезно. Проще говоря, чтобы не бросать деньги «на ветер», машину выбирает в десятки раз придирчивее, чем даже…будущую жену. И часто принимает решение в пользу эргономичного и неприхотливого бюджетного авто, с немного странным для нас, европейцев, названием – Geely. А «чжили» по-китайски означает: «Мне сопутствует удача», но сами китайцы название компании по-русски произносят как «Джили». В самый раз вспомнить известную мудрость: как корабль назовешь, так он и поплывет. Так это или нет, но с момента выхода на автомобильный рынок в 1996 году, первая в Поднебесной частная компания Geely Holding Group стала основным китайским брендом, выпускающим бюджетные автомобили. Сегодня она входит в десятку крупнейших автоконцернов (по данным Китайской ассоциации автопоизводителей), составляя конкуренцию таким мировым брендам, как GM, Volkswagen, FAW, Hyundai, Honda, Toyota. Автомобили Geely быстро стали популярными и даже завоевали пять национальных премий.
Возможно, синдром легкого (но вполне заслуженного) головокружения от успехов и подвиг прагматичного основателя и председателя совета директоров компании Ли Шуфу произнести быстро ставшую популярной в автохолдинге фразу: «Скоро наши автомобили будут повсюду, как китайские зажигалки». Карьеру промышленника Ли Шуфу начал в в 1984 году, создав маленькое предприятие по производству деталей для холодильных установок. Через несколько лет из-за отсутствия гослицензии завод был закрыт, и Ли Шуфу переключился на отделочные материалы.
Дела пошли в гору, и в середине 90-х предприниматель купил завод по производству мотоциклов, а в 1998 году взялся за автомобили. Первенцем стала модель Geely HQ на базе японской малолитражки Daihatsu Charade, а затем, как утверждают представители Geely, компания производила машины исключительно собственной разработки. Сначала автомобильный бизнес был частью холдинга Geely Holding Group, на сто процентов принадлежащего Ли Шуфу. Затем бизнесмен решил вывести производство автомобилей и комплектующих в отдельную компанию. Так появился Geely Automobile Holding.
Прошло пять лет, мировой кризис «приземлил» многих, и сегодня топ-менеджеры Geely Holding Group, конечно же, перестали декларировать крылатое выражение своего шефа. Тем не менее, в 2015 году руководство автохолдинга намерено довести экспорт своих машин до 1 миллиона. Амбициозно? Скорее привычно, ведь впервые ее стали называть амбициозной после того, как Geely буквально вынудила Ford, General Motors, Nissan и Renault снизить цены на свои модели на китайском авторынке. И все же не станем вешать ярлыки, ведь не многие знают, что Geely Holding Group – это не только производство автомобилей, мотоциклов, автомобильных двигателей, коробок передач, комплектующих. А также изготовление отделочных декоративных материалов, присутствие в сферах высшего образования, туризма, строительства и недвижимости. Но именно автопроизводство сделало концерн богатым и знаменитым.
Инфраструктура Geely
Завод и исследовательский центр в Линхае
Именно здесь 9 августа 1998 года был выпущен первый автомобиль Geely. Geely Group Linhay Base находится в технологически развитой зоне города Линхай. Площадь комплекса составляет 560 000 м2. Сейчас в Линхае производится более 10 моделей автомобилей, среди которых Haoqing, Youliou, Beauty Leopard и SRV. В Линхае расположен и святая-святых концерна – исследовательский центр Geely Automobile Research Institute (GARI) и три его филиала, которые занимаются двигателями, коробками передач и бортовой электроникой. Практически все модели и технические решения автомобилей Geely были разработаны в этом институте. Здесь работает более 1200 инженеров, несколько десятков докторов наук и даже четыре академика. Руководит ими 43-летний Джао Фудзюань. Джао пришел в Geely в конце 2006 года, поработав до этого в компании Brilliance, шанхайском дизайн-ателье Hidea и американском отделении DaimlerChrysler. С помощью своих инженеров Geely Group стала первой китайской компанией, самостоятельно разработавшей 1,8-литровый бензиновый мотор с системой CCVT, систему рулевого управления EPS и собственную автоматическую трансмиссию.
Geely – первый в мире производитель, сконструировавший и комплектующий свои авто системой BMBS, которая контролирует давление в шинах и, в случае их внезапного повреждения, инициирует работу тормозов. Всего компании принадлежит 417 патентов, 42 из которых (по лицензии) используются другими автопроизводителями. Именно автомобили Geely в 2001 году Китайская государственная торгово-экономическая комиссия внесла в автокаталог, что сделало Geely первой утвержденной частной компанией на китайском авторынке.
В Geely Automobile Research Institute есть цех, где делают кузова будущих моделей в натуральную величину. А в лаборатории инфракрасного тестирования исследуются новые виды креплений и структуры этих кузовов. В специальной термотрубе создается поток воздуха с перепадами температур от -40 до +40 градусов С. Там, на устойчивость к перепаду температур и прочность испытывается лакокрасочное покрытие и пластик будущих автомобилей. Разработанные в GARI автомоторы и КП поставляются китайским автомобильным компаниям Lifan и BYD.
Вице-президент Geely и директор GARI доктор Френк Джао утверждает, что почти готов бензиновый двигатель, соответствующий нормам Евро-5. На подходе дизельный мотор D-CVVT и вариатор CVT, КП с двойным сцеплением DCT. Кстати, доведенная в GARI модель Geely FC стала первым китайским автомобилем, по результатам тестов China NCAP получившим 4 звезды по безопасности. По словам Френка Джао, несмотря на то, что сегодня это самая безопасная модель китайского производства, все экспортные автомобили Geely в обязательном порядке будут проходить еще и тесты EuroNCAP.
Заводы в Ланжоу и Сянгане Визитной карточкой завода в Ланжоу является автомобиль Geely Free Fleet. Это первый автомобиль, который начал продаваться за рубежом. Производственный комплекс расположен в индустриальной зоне возле международного аэропорта, который соединяет 30 больших городов континента. Площадь производства составляет 683 000 м2 и имеет три линии производства: сварочную, покрасочную и завершающую. Главным продуктом производства в Сянгане является Geely МК. Именно таким компания видит автомобиль будущего. Сянганское подразделение находится в экономической зоне Сянгана – Джиухуа в провинции Хунань, в 60 километрах от аэропорта Чанша Хуангуа. Производство занимает площадь в 373 000 м2.
Строительство комплекса началось в марте 2006 года, а в декабре завод был готов к эксплуатации. Автосборочный завод Hunan Geely Automobile Parts Co в Сянгане – гордость руководства концерна. Несмотря на рекордные сроки строительства предприятие успешно прошло международную сертификацию ISO 9001 и 3С и даже успело стать «Самым высокотехнологичным» и «Самым зеленым» предприятием отрасли в Китае. Производительность завода – 50 тысяч автомобилей в год, а проектная – 100 тысяч.
Автосборка здесь осуществляется на лучших швейцарских, немецких и японских линиях. Роботы с нечеловеческой точностью собирают на конвейере завода и флагман модельного ряда Geely – автомобиль FC, презентация которого в Украине состоялась на автовыставке Kyiv Automotive Show 2008. А крупноузловая сборка Geely FC осуществляется на заводе КрАСЗ в Кременчуге. Кроме этого на автопредприятии в Сянгане будут делать моторы, трансмиссии, комплектующие и откроется исследовательский центр автомобильной электроники. На территории предприятия есть собственный небольшой тестовый полигон.
Заводы в Ликао и Нингбо На востоке от Жеджанга в городе Ликао в 2002 году был построен еще один завод Geely Group. Этот комплекс является самым большим среди производственных мощностей компании и занимает 1,84 миллиона квадратных метров, а площадь производственной зоны составляет 1,02 миллиона квадратных метров. Здесь выпускают преимущественно Geely МК. На заводе Geely в Нингбо, который занимает 764 м2, нет проходной с вертушкой, как принято у нас. Зато вход на предприятие охраняют два солдата, но ворота открыты, а пропуск никто не проверяет. На заводе собирают автомобили, двигатели, коробки передач. С 2000 года началась сборка Geely Free Fleet и Geely FC. Не забыта и малолитражка Geely CK.
На заводе используются манипулятор шведской фирмы ABB, японские штамповочные прессы фирмы Fuji. По словам директора автозавода и вице-президент Geely Automobile вскоре в линейке Geely появятся внедорожники, минивэны, пикапы и даже представительские седаны. Безопасные, комфортные и современные машины. Для них у Geely готовы моторы с непосредственным впрыском, коробки передач с двумя сцеплениями, гибридная силовая установка и даже бензиновый двигатель с воспламенением от сжатия (аналог мерседесовского DiesOtto).
Завод в Шанхае
Компания Geely Group и британская компания British Manganese Bronze Holding Compani создали в Шанхае совместное предприятие по производству известных во всем мире классических такси. Подписано соглашение о совместном строительстве в Шанхае завода по выпуску лондонских «черных кэбов». Предполагается, что в предприятие будут вложены инвестиции в размере почти 100 миллионов долларов, при этом доля британцев составит 38 процентов. Планируется выпускать в Китае 20 тысяч кэбов в год (в Великобритании собирается 2,5 тысячи машин в год).
Geely распространил первые изображения концептуального автомобиля под названием Englon TXN, который в ближайшем будущем должен прийти на смену знаменитым лондонским «черным кэбам». Производство кузовов и шасси для китайских кэбов будет переведено с завода в Ковентри на предприятие в Китае.
Учебные заведения компании
Geely обладает сетью высших учебных заведений для своего персонала (Beijing Geely University, Hainan Geely Sanya College, Zhejiang Automotive Engineering Institute), в которые инвестировала несколько миллионов юаней. В них обучается около 40 000 студентов – будущих инженеров и высококвалифицированных рабочих компании. Благодаря своим кадрам Geely получила 417 патентов на разработки в сфере высоких технологий (включая 42 патента на изобретения). А на разработку нового автомобиля здесь уходит 100 миллионов юаней (около 15 миллионов долларов) и 28—30 месяцев. В то время как известные европейские компании тратят на это около 1 миллиарда долларов.
Geely – неизвестное об известном
В Гетеборге подписан договор между американской Ford Motor и китайской Geely о продаже шведского производителя легковых автомобилей Volvo. Сумма сделки составила 1,8 млрд. долларов (в 1999 году Ford приобрел шведского автопроизводителя за 6,5 млрд.).
Geely намерена сохранить производство легковых автомобилей Volvo в Швеции и Бельгии, а также изучает возможность их сборки на новом заводе в Китае. По предварительным данным мощность завода (возможно в регионе Пекина) может составить 300 тысяч автомобилей в год, что позволит увеличить продажи Volvo более чем в два раза. В рамках соглашения Ford также обязуется передать Geely доступ к разработкам и поставщикам Volvo. Напомним, что компания Volvo уже производит свои автомобили в Китае на заводе Chongqing Ford Mazda Automobile (CFMA), находящемся в совместном владении у местных бизнесменов, компаний Ford и Mazda. Там выпускают седаны S40 и S80.
Справка о компании
До 1992 г. компания Geely (основана 6 ноября 1986 г.) занималась недвижимостью и продавала отделочные декоративные материалы. Автомобильным бизнесом холдинг начал заниматься с 1992 года, когда были установлены партнерские отношения с японской компанией Honda и налажен лицензионный выпуск скутеров, легких мотоциклов и комплектующих к ним. В 1994-м Geely приступила к сборке мотоциклов под собственной маркой. А в 1997-м году началось производство автомобилей бренда Geely. Головной офис компании находится в Шанхае. Производство автомобилей сосредоточено в городах Линхае, Нинбо, Ликао, Шанхае, Ланжо, Сянгане. Автомобили Geely производятся в Украине, России и Индонезии. В настоящее время строится сборочный комплекс по технологии SKD в городе Луньчао. Для реализации своей главной задачи — «представить Geely миру» — Geely International Corporation (подразделение холдинга) в 2003 году впервые вышла со своей продукцией за пределы Китая. Начиная с 2004 года, автомобили марки Geely появились на рынках стран Центральной Азии, Центральной и Южной Америки, а также Африки. В 2004 году компания произвела 96 000 автомобилей, в 2005-м – 140 000, в 2006-м – 200 000. В 2010 году Geely планирует произвести 1 млн автомобилей, а к 2015 году в компании намерены выпускать 2,2 миллиона автомобилей 40-а моделей. И это не пустые амбиции, учитывая, что сегодня Geely уже выпускает 30 моделей автомобилей. Около двух третей производимых автомобилей, компания намерена экспортировать.
Сегодня успешный автобизнес холдинг ведет, в общей сложности, с 50 странами мира, среди которых США, Россия, Украина, страны Северной и Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Подробнее о Geely в Украине
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию