Сегодня начался отсчет 30 дней, спустя которые техосмотр для частных автомобилей в Украине официально перестанет существовать. Соответствующий закон "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо усунення надмірного державного регулювання у сфері автомобільних перевезень" сегодня был опубликован в газете "Голос Украины". Между тем, после принятия такого революционного закона, не утихают споры по поводу альтернативных каналов, которыми могут воспользоваться инспекторы ГАИ на дороге. Бытуют мнения, что отмена техосомотра раз в 2 года для частных автовладельцев может обернуться ежедневным контролем на дороге. "Масла в огонь" подлил тендер МВД Украины, в рамках которого закуплены 27 авто для мобильной диагностики, о которых AUTO-Consulting уже сообщал. Есть ли законный механизм у инспектора на линии заставить пройти контроль на таком посту? Юристы считают, что - нет. "У сотрудников ГАИ на сегодня нет законного механизма, чтобы заставить водителей проверить техническое состояние автомобиля на дорогах."
Такое мнение Autonews.ua выразил юрист Ростислав Шапошников.
«Допустим, вас остановил сотрудник ГАИ у правого края проезжей части, никто не имеет права заставить вас выйти из машины, не назвав причину остановки, тем более двигаться куда-то. Сейчас нет механизма, чтобы сделать это. В основном будут «разводить» людей, которые не могут постоять за себя, брать на испуг», - говорит Шапошников.
В то же время, в ГАИ утверждают обратное. После принятия закона об отмене обязательного техосмотра для частных легковых автомобилей Госавтоинспекция намерена проверять техсостояние автомобиля на дорогах. Об этом говорится в сообщении ведомства.
Как отмечают в ГАИ, согласно действующему законодательству, ответственность за техническое состояние транспортных средств лежит на их владельцах, при этом, за Госавтоинспекцией по-прежнему закреплены функции контроля безопасности дорожного движения, одной из составляющих которого является техсостояние транспортных средств и их оборудования.
«Основной формой такого контроля остается надзор за автотранспортом во время эксплуатации. При этом, согласно Закону «О милиции» работник милиции имеет право останавливать транспортные средства в случае наличия признаков, свидетельствующих о его технической неисправности», – говорится в сообщении.
ГАИ уже приступило к закупкам мобильных диагностических пунктов, которые будут действовать на дорогах во всех регионах Украины. В ведомстве подчеркивают, что использование автомобилей-лабораторий с современной аппаратурой позволит проводить качественный осмотр и избежать субъективной оценки техсостояния автомобиля.
По данным ведомства, на сегодня в Украине насчитывается около 4.3 млн. транспортных средств (45,1% от общего количества), которые эксплуатируются более 10 лет. «Поэтому не обнаруженные или не устраненные вовремя неисправности могут привести к увеличению аварийности на дорогах.
Таким образом, ГАИ все же будет стремиться проверять автомобили на дорогах, но водителям нужно быть готовыми защитить свои права, - считают эксперты. Достаточно вспомнить, нашумевший "ВИЗИРь", которым несколько месяцев пугали водителей, и на основании показаний которого генерились платежки со штрафами. Автомобилистам в суде удалось доказать, что использование "ВИЗИРя" в качестве доказательства нарушения - незаконно. Очевидно, что и в отношении мобильных авто с диагностическим оборудованием, а также с самим фактом проверки на дороге, водителям придется бороться. Эксперты отмечают, что в отношении проверки светопропускаемости стекол (тонировки) есть все основания отказаться от процедуры проверки или оспорить ее результаты. Будьте бдительны.
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию