Верховный суд Европейского союза, по иску Европейской комиссии, 23 октября, в Люксембурге признал протекционистским и отменил так называемый "закон Volkswagen", принятый в Германии еще в 1960 году в ходе приватизации этой компании, ныне – крупнейшего в Европе производителя автомобилей. Закон предусматривал, что любой акционер Volkswagen, независимо от того, каким количеством акций компании он располагает, не может рассчитывать в ней более чем на 20% всех голосов. Именно такая доля в уставном капитале Volkswagen в течение многих лет принадлежит правительству Нижней Саксонии – региона Германии, где находится штаб-квартира и головные заводы компании.
Закон фактически блокировал даже для крупных акционеров возможность добиваться стратегических решений без согласия земельного правительства. Крупнейшим акционером Volkswagen является другая немецкая автомобильная компания - Porsche, владеющая 31% акций и готовая значительно увеличить свою долю. Теперь у концерна Porsche есть возможность приобрести немецкого автогиганта, ранее защищенного данным законом от поглощения.
Наконец-то с этим пережитком покончено, — заявили аналитики Cantor Fitzgerald, советующей покупать акции Volkswagen. — Теперь Porsche попытается установить полный контроль над VW, что приведет к увеличению прибыльности компании».
Но есть один нюанс. Пресловутый закон не утрачивает своей силы немедленно, поскольку его основные положения (против которых так боролась Еврокомиссия) закреплены в уставе Volkswagen, и они могут быть изменены лишь 80% голосов на общем собрании акционеров. Это означает, что Нижняя Саксония (владеет 20% акций VW), которая выступает за сохранение закона, фактически имеет право вето. Только вот вряд ли она станет спорить с решением Европейского суда.
Porsche же отмене закона только рад. Компания особенно и не скрывала своего желания увеличить свою долю в немецком автогиганте. Вот только за счет кого? Правительство Нижней Саксонии не раз заверяло, что никому не намерено продавать свою долю. Остальные акционеры таких заявлений не делали, но кто они, эти акционеры, толком-то и непонятно.
Интерес Porsche к акциям VW понятен. VW уже многие годы поставляет Porsche комплектующие для трети всех продаваемых им автомобилей. Компании совместно разработали три модели – Cayenne, Touareg и Q7, а также производят гибридные двигатели. И это только основные проекты компаний. Династия также сыграла немаловажную роль во взаимоотношениях VW и Porsche: Фердинанд Пьех, владеющий 13% акций Porsche, по совместительству внук знаменитого Фердинанда Порше — основателя компании, а также создателя первой легковушки Volkswagen. Пьех является главой наблюдательного совета Volkswagen.
Однако главный интерес, связанный с VW, – национальный. Германия более всего боялась отдать свое родное (а главное, прибыльное) в чужие руки. С этой точки зрения решение Европейского суда ничего не меняет. Поскольку в совокупности немецкой стороне принадлежит 51% акций концерна, что исключает «захват» компании жаждущими прибыли иностранцами, чего Германия так боится.
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию