Директор по корпоративному и стратегическому развитию Концерна «НИКО» Максим Рабинович поделился с AUTO-Consulting своими соображениями о будущем украинского автомобильного рынка, марки Mitsubishi и пользе от противостояния импортеров и производителей.AUTO-Consulting: Недавно Mitsubishi объявила о прекращении производства в Европе своих моделей. С чем это связано и скажется ли это на позиции брэнда в Европе и в Украине?
Максим Рабинович: Закрытие завода Mitsubishi Motors в Нидерландах - это стратегическое решение корпорации и принято было ранее, просто обнародовано на текущей неделе. Это часть программы, которая предполагает развитие производств в различных странах с целью оптимизации ресурсов и экономии на масштабах. Например, производство ASX собираются переносить в США, а новый Mitsubishi Mirage будет производиться на новом заводе в Таиланде. Как известно, эта модель придет на смену Mitsubishi Colt, который как раз производился на заводе в Голландии. Это внутреннее перераспределение производственных мощностей никак не скажется на позициях бренда в Украине.
AC: Как восприняли в офисе Mitsubishi итоги продаж в Украине в 2011 году, ведь Mitsubishi опустилась на 12-е место?
МР: Mitsubishi Motors находится на данный момент в переходном этапе своего развития (согласно плану "Jump to 2013"), который предполагает активное использование новых технологий (электрических и гибридных) в производстве автомобилей, а также выпуск новых экономичных моделей. Поэтому в последние несколько лет был значительно сужен модельный ряд, что не могло не сказаться на продажах. Тем не менее, модельный ряд внедорожников Mitsubishi является одним из лучших (это подтверждают продажи в Украине) и благодаря этому бренд занимает достойное место среди конкурентов. Уже в скором будущем с появлением новой массовой модели Mirage, выходом нового Outlander и Lancer, появлением гибридных версий автомобилей Mitsubishi сможет вернуть себе лидирующие позиции на украинском рынке.
AC: А изменилось ли отношение в офисе Mitsubishi к Украине по сравнению с 2008 годом, когда Украина была рынком №7 в Европе?
МР: Отношение в Японии к украинскому рынку не могло глобально измениться после 2008 года, поскольку этот год показал самое главное, потенциал рынка. В Японии очень хорошо это понимают, и именно поэтому Украина, наряду с Россией, являются приоритетными странами для Mitsubishi Motors Corp (ММС). Подтверждением этого станет старт продаж нового Outlander в Украине и России раньше, чем на всех остальных рынках.
AC: Но ведь не один год автомобили Mitsubishi были лидерами продаж в Украине среди импортных марок. В последнее время, ситуация изменилась. С чем это связано: с политикой «НИКО», с охлаждением интереса украинцев к этой марке или есть другие причины?
МP: Бренд Mitsubishi действительно добился отличных результатов в Украине, особенно в период с 2004 по 2008 гг, когда он был импортируемым брендом №1. Причины этого уже озвучивались нами не раз: во-первых, отношение производителя ММС к Украине в виде широкого модельного ряда, ценовых преференций, льгот на заказ в производство, возможности формировать комплектации без учета других более крупных регионов. Второе, эффективная работа Импортера (ТД-НИКО) по формированию разветвленной качественной дилерской сети, прогнозу автомобильного рынка и правильному планированию заказов автомобилей, продвижению марки Mitsubishi в Украине, формированию и поддержанию лояльности к бренду. И третье, это работа Группы НИКО, а именно: создание логистической инфраструктуры (собственная транспортная компания и таможенный комплекс), которая позволила Импортеру максимально сократить срок от заказа автомобиля до прихода дилеру, а также обеспечение финансированием Импортера для таких темпов развития продаж. Все это стало решающими факторами при выборе нашими покупателями бренда Mitsubishi.
В данный момент, ситуация с динамикой продаж Mitsubishi временно изменилась. Этому есть несколько абсолютно объективных причин. Девальвация иены к доллару (последствия природного катоклизма и постэкономических мер японского правительства) привела к удорожанию стоимости на автомобили Mitsubishi от производителя, как и большинства японских автомобилей на рынке. Из модельного ряда в 2011 г, как я ранее сказал, выбыло несколько ключевых моделей: Galant, Grandis, Colt; были перебои с поставками самой популярной модели Lancer X; в связи с наводнением в Таиланде урезаны производства на 3-4 месяца по L200 и Pajero Sport . Все эти факторы в 2010-2011 гг повлияли на динамику продаж. При этом всем, бренд Mitsubishi неизменно один из лидеров на рынке SUV, где представлены сразу 5 моделей и единоличный лидер среди всех японских брендов в своих подклассах. В 2011 году доля Mitsubishi в классах SUV (Compact, Medium, Pick-up) составила 15% ,что на 54% больше по сравнению с 2010 годом.
AC: Какие новинки появятся в Украине в ближайшее время?
МР. Если говорить о ближайшем будущем бренда, то информация, которую анонсировал производитель в плане Jump 2013 (период 2011-2013гг) является подтверждением того, что ситуация будет улучшаться каждый год. Например, в 2012 году в модельном ряду появится абсолютно новый Outlander уже 3-го поколения, а ближе к концу года - компактный автомобиль класса В – Mirage, который будет представлен в кузовах седан и хетчбек. В 2013 году появится полностью новый Lancer 11 поколения. При этом, уже традиционно, будут обновляться (facelift) существующие на рынке модели.
А если говорить о 3-летней перспективе, то в планах у производителя выпуск абсолютно для всех моделей наряду с существующим типом двигателя, электродвигателей (electric) и гибридных версий с возможностью подзарядки (plug-in hybrid). Серьезность намерений по этой программе мы подтвердили, презентовав в 2011 году электромобиль IMIEV в Украине и заключив договор о сотрудничестве с крупнейшей в Украине энергетической компанией ДТЭК.
Поэтому всем почитателям бренда Mitsubishi могу с уверенностью сказать, что 2012-2013 гг будут знаковыми для бренда и для украинских потребителей, в частности.
АС: значит появление у «НИКО» автосалонов других марок не связано с решением в перспективе отказаться от работы с Mitsubishi?
МР: Я начну ответ на этот вопрос со структуры автомобильной Группы. Сегодня автомобильное направление Группы состоит из направлений: Дистрибуция, куда входит ООО «Торговый дом - НИКО» - официальный дистрибутор/импортер Mitsubishi Motors в Украину и ООО «НИКО-Трейдинг» официальный дистрибутор смазочных материалов EXXONMOBIL; Ритейл (розничные продажи) куда входят собственные дилерские центры; Логистика куда входят «Н-ТРАНС» (транспортная компания) и «Украинский терминал» (таможенный комплекс). Каждое направление полноценно, каждое имеет свою стратегию, цели и задачи.
Если мы говорим о направлении Ритейл, то в 2006 году мы приняли решение диверсифицировать автомобильный бизнес и выделить это направление в отдельный блок. Его задача стать одним из лидеров на этом рынке. И в подтверждение того, что мы верим в бренд Mitsubishi, так же, как и раньше, могу сказать, что сегодня более 40% всех автомобилей Mitsubishi продается через нашу Ритейл сеть Группы НИКО. И если бы не ограничения производителя ММС, мы бы с удовольствием и дальше развивались в этом направлении.
Кроме Mitsubishi в нашей ритейл сети на данный момент мы представляем такие мировые бренды, как Nissan, Citroen, Mazda, Mitsubishi, Audi, Infiniti, Porsche.
АС: не могли бы вы подробнее рассказать об этом «Городке будущего»?
МР: Формат данных городков это нормальная практика во всем мире. Мы, принимая во внимание этот опыт и развитие автомобильного рынка Украины, решили построить Автомобильный мегаполис НИКО. Подготовка длилась более 2 лет. Размещаться он будет на Бориспольской трассе в 3 км от Аэропорта Борисполь. Первая часть Мегаполиса будет сдана полностью до марта 2013 года и будет включать 5 концептуальных дилерских центров и всю необходимую для этого инфраструктуру. Площадь первой части застройки почти 5,9 ГА. В рамках Мегаполиса НИКО, мы постараемся предложить нашим клиентам возможность выбрать из более чем 65 моделей новых автомобилей, планируем комиссионную и trade in площадку более, чем на 100 автомобилей, также предусмотрена специальная, первая в Украине такого уровня, площадка для тест-драйва внедорожных автомобилей.
Это будет комплекс, в котором будут собраны все новейшие IT технологии, которые помогут клиенту чувствовать максимальный комфорт от покупки и обслуживания своего автомобиля. В рамках проекта с ДТЭК, мы откроем первую заправку для электромобилей. Более подробную информацию о сервисах Мегаполиса НИКО планируем давать в течение всего срока строительства комплекса.
После того, как в первом квартале 2013 года Автомобильный мегаполис НИКО заработает на полную мощность, мы намерены тиражировать данный формат и построить подобные мегаполисы в Донецке и Львове.
АС: планирует ли Группа компаний «НИКО» выводить на украинский рынок новые бренды?
МР: Согласно нашей стратегии развития ритейл направления, мы сосредоточились на 3 городах – Киев, Львов, Донецк. Так в феврале 2012 года мы откроем дилерский центр Peugeot в Донецке, в марте состоится открытие первого в Украине, построенного по стандартам IREDI, концептуального центра Infiniti. Дальнейшие планы пока коммерческая информация, которую мы будем озвучивать по мере их реализации.
АС: по вашему мнению, украинский автомобильный рынок развивается правильно?
МР: Я бы сказал, что он развивается более прогнозируемо, чем ранее. Развитие рынка с 2005 года напоминало пороховую бочку, которая в 2008 взорвалась. Так не должно быть, рынок должен развиваться эволюционным путем, который позволяет планировать с учетом европейских трендов, макроэкономических показателей страны, отталкиваться от каких-то бенчмарков и т. д. Мы уже делаем более долгосрочные модели прогнозов продаж, которые помогают более объективно оценивать будущее и развиваться в соответствии с его перспективами в более спокойной обстановке. Поэтому, в данной ситуации нам намного легче работать. Хотя конечно есть ностальгия за темпами роста, скажем 2007 года.
АС: а вас не пугает, что на неопределенный срок отложена беспошлинная торговля с ЕЭС? Что украинские автопроизводители начали против импортеров спецрасследование?
МР: Нет, не пугает. Не было бы этого факта, было бы что-то другое. Рынок не может находиться в состоянии турбулентности всегда. Понятно, что и производители, и импортеры хотят лучших условий и дополнительных льгот, чтобы развиваться. Понятно, что у государства есть выбор поддержать тех или других. Но, при этом, я думаю, что определенный баланс все равно останется, как это происходит уже 20 лет. И я лично считаю, что в конечном итоге лучше от этой борьбы будет только клиенту.
АС: каковы на ваш взгляд перспективы отечественного автомобильного рынка?
МР: Позиция нашей компании - это оптимизм и, я бы сказал, здравый рационализм. Законы рынка еще никто не отменял. Они такие же, как и законы физики. И если в нашей стране один из самых низких показателей количества автомобилей на душу населения, то рано или поздно он должен вырасти до среднеевропейского. Если в украинском автопарке минимум 50-60% автомобилей, которые уже надо давно менять в силу их возраста, то их будут менять. Поэтому, мы верим в перспективы развития нашего рынка. И мы категорически не верим, что Украина будет изолированной от всего автомобильного мира. Просто рынку нужно еще несколько лет на восстановление и его темпы будут зависеть от темпов развития страны в целом. Мы находимся в центре Европы, украинскому потребителю нужны автомобили, а у нас есть продукт, которые мы можем ему продать. Почему же рынок не должен развиваться?
Президент Клуба 4x4: как выбрать правильный внедорожник или кроссовер
Внедорожник или кроссовер? Тест-драйв
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию