Итальянские автопроизводители оказали огромное влияние на мировую автоиндустрию. Уже в XIX веке в солнечной Италии выпускали не только легковые автомобили, но и паровые грузовики, которые трудились на стройках. Без итальнского автопрома немыслима и история автоспорта. Именно итальянцы к 30-м годам XX века начали вырывать победы во многих соревнованиях, и именно тогда начала формироваться слава и будущая мощь итальянских брэндов. Но настоящий рассвет итальянского автопрома пришелся на 50-70-е годы, когда итальянские кутюрье задавали тон в автомобильном дизайне, на них ровнялись практически все флагманы. В СССР итальянцы автомобили фактически заложили три автозавода, да и почти весь украинский автопром, оказывается, обязан итальянцам своим существованием. Да, да, именно так.
И, разумеется, история итальянского автопрома немыслима без FIAT. AUTO-Consulting удалось побывать в историческом музее FIAT, где уже многие годы хранятся уникальные экспонаты. Отдадим должное итальянцам, они очень честные и ведут свою родословную именно с даты выдачи первого регистрационного документа и начала производства автомобилей, а не так как некоторые другие, с момента основания фабрики, где выпускали что угодно задолго до начала производства авто . 11 июля 1899 года считается датой создания компании, именно тогда в Турине, в Palazzio Brikerazio был подписан устав компании "Societа Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino" («Акционерное общество автомобильного завода в Турине»). Один из основателей - акционеров FIAT Джованни Агнелли стал генеральным директором компании. Первый FIAT был с 2-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 3,5 л.с. расположенным сзади. Ему дали имя Corso Dante 35 (3,5 PS).
Первый завод FIAT открылся уже в 1900 году в Турине на улице corso Dante. На предприятии работало в тот момент 150 человек, а объем выпуска составлял 24 автомобиля в год, среди первых была модель 3/12 HP. Она и сейчас стоит в музее. AUTO-Consulting удалось даже порулить правда в статике первым FIAT, хотя руль в те времена был еще не круглым, а в виде кочерги. Зато все остальные признаки автомобиля – налицо: мотор, коробка передач, трансмиссия, тормоза и даже фары. Автомобиль комплектовался 679-кубовым двигателем мощностью 3,5 л.с. и мог разогнаться до 35 км\ч.
Первые FIAT еще слишком напоминали кареты, но уже вызывали восторг прохожих, так как двигались самостоятельно.
1901 год - В этом году FIAT меняет расположение двигателя, устанавливая его вперед. Первой такой моделью стала "8 PS", которая оснащалась трехступенчатой КПП и механическими тормозами с приводом на задние колеса. Такой автомобиль с 1-литровым двигатлем мог ехать уже со скоростью 45 км\ч.
1902 год - Инженер Энрико (Enrico) создает автомобиль с более мощным 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 л. Джованни Аньелли побеждает в гонках на приз "Giro de Italia Automobilistico" и тем самым дает начало гоночной славе FIAT.
1903 год - Изготовлен первый грузовик FIAT. Притом одна из первых моделей 18 BL была выпущена в объеме лучше держаться 20000 штук и это в начале века. Фактически с этой даты начинается не менее славная история грузовиков FIAT. С тех пор под эгиду этого концерна вошло немало других марок. Например, итальянская «ОМ», немецкая Magirus и т.п. Уже в 90-е годы XX века грузовой бизнес FIAT был выделен в отдельную группу IVECO, которая и сейчас входит в число ведущих производителей грузовой техники в мире. Но вернемся к легковым автомобилям.
1904 год -деревянная рама меняется стальной. В этом же году выпускается небольшая партия роскошных автомобилей с 4-цилиндровым двигателем объемом 10 л и мощностью 60 л.с., с трансмиссионным тормозом и водяным охлаждением. В этот период FIAT начал выпуск уже вполне быстрых автомобилей мощностью 24\25 л.с. и скоростью под 75 км\ч.
FIAT добивается больших успехов в авто спорте. В гонках участвовали как серийные, так и специально сконструированные для этих целей машины. Примером может послужить модель "75 PS" с объемом двигателя 14112 куб. см, созданная для участия в розыгрыше кубка «Гордона Беннета». Этот экстремальный автомобиль принес огромную славу FIAT. Этот гоночный автомобиль разгонялся до немыслимых в те времена 160 км\ч. Само собой, что с такими показателями он был вне конкуренции.
С FIAT неразрывно были связаны великие для автопроизводства имена гениальных конструкторов и одержимых автомобилями людей. В ходе нашего повествования AUTO-Consulting еще не раз их будем вспоминать, так как именно FIAT позволил им реализовать свои замыслы. Начало XX века – это был самый романтический период в автомобильной истории, когда открыть свою марку мог практически каждый удачливый инженер или предприниматель. В ту пору их было открыто только в одной Италии почти сотня. До наших дней дожили лишь немногие.
1905 год - Винченцо Лянча побеждает в соревнованиях на FIAT 100 HP Corsa. Да, да – это именно тот Лянча, который дал в последствии свое имя автомобильному брэнду Lancia. Окрыленный успехом Винченцо создает собственную фирму и отправляется в собственное плавание в автомобильном бизнесе уже в 1906 году.
1906 год - Исчезают точки между буквами F.I.A.T. Отныне официальное название фирмы - FIAT. В этом же году компания начинает работу над автомобилем, который мог бы перевозить более 4-х пассажиров и 100 кг багажа. Фактически, речь идет о современной компановке, на основании которой автомобили строят и по сей день.
1907 год - FIAT выпускает первую машину с 6-цилиндровым двигателем объемом 11 л и пневматическим стартером. Выпущена модель "130 PS" выигравшая "Гран-При" Французского автомобильного клуба. Здесь сделаем еще одну поправку, что к тому времени марку FIAT знают и в авиационной промышленности. В 1908 году, на заре авиации, компания произвела свой первый двигатель, Фиат SA 8/75. Это положило начало авиационной истории FIAT. Самолеты под этим брэндом были известны в I и II Мировые войны. Да и после войны FIAT еще выпускал реактивные самолеты.
К 1910 году FIAT уже начинает масштабную экспансию на мировые рынки.
Так, в 1908 г. в США была организована Fiat Automobile Co., через год построившая в штате Нью-Йорк завод для лицензионного производства легковых автомобилей FIAT. Тем временем был налажен экспорт продукции FIAT во Францию, Австрию, Великобританию и Австралию. По итогам 10 лет работы акционерный капитал компании составил 12 млн. лир, численность рабочей силы достигла 2500 чел., а годовой объем выпуска автомобилей - 1215 шт. В этот же период первые FIAT начали появляться и в царской России и Украине. Как правило, их покупали промышленники и знать.
1910-1912 года - FIAT начинает выпуск серии «Tipo 1 – 6» , отличающихся объемами двигателя. FIAT к этому времени – один из самых современных предприятий в Европе с четким модельным рядом.
1912 год - В этом году FIAT впервые выпускает модель «Zero», которую сейчас бы назвали бюджетным автомобилем. Zero получила 1,9-литровым двигатель мощностью 19 л.с. и разгонялась до 62 км\ч. При этом легко перевозила 4-х пассажиров и была максимально проста в конструкции.
1913 год - Перед первой мировой войной появляются модели с очень большими объемами двигателей, как, например, рекордные модификации "S 74" и "S 76". Последняя имела 4 цилиндра общим объемом 28 л.
1914 год – появление модели FIAT Torpedo
1917 год - Fiat Tipo Torpedo. Компания Фиат добилась больших успехов и на поприще железнодорожных технологий, где начала свою деятельность в 1917 году. С этого периода FIAT еще и крупный производитель паровозов, а в последствии и различных локомотивов. FIAT осваивает и выпуск тракторов, притом этот бизнес дожил и до нынешних времен под брэндами New Holland и Case, которые продолжают входить в группу FIAT.
FIAT много продает автомобилей в Россию. На грузовиках FIAT ездят половина армий в Европе.
1919 год - Fiat 505; Fiat 510 (выпускаются с 1919 по 1925год) .После войны другие компании заимствовали технологию FIAT по изготовлению гоночных автомобилей. Этому способствовал, в частности уход Джано и Бертарионе, которые одними из первых применили компрессоры в двигателях гоночных машин в компаниях «ALFA ROMEO». Все серийные модели получали порядковые номера от 501 до 525, не обязательно в хронологическом порядке. В этом году FIAT налаживает выпуск первой послевоенной серийной модели "501".
1921 год - Fiat_1T_Taxi. Fiat 501 S; Fiat 801 402 Corsa .В 20-е годы ответственность за долгосрочное планирование перешла от Джованни Энрико, продолжателя дела Фаччиоли, к таким знаменитым людям, как Карло Кавалли, Транквилло Зерби и Джулио Чезаре Каппа. После первых экспериментов с компрессором появился необычный автомобиль, имевший 12-цилиндровый V-образный двигатель, который при объеме одного цилиндра 1.5 л. имел мощность 187 л.с. и максимальную скорость 240 км/ч. В этом же году FIAT налаживает производство сложной и дорогой модели "520 Superfiat" с 12-цилиндровым двигателем объемом 6.8 л. Эта модель не была принята покупателями. С 1921 по 1923 год построено всего 30 экземпляров.
1922 год - Fiat 520 Super. Несмотря на провал "Superfiat" компания повторяет попытку завоевать место в секторе престижных машин, выпустив модель "519". Эта модель выпускалась до 1929 года.
1923 год -Fiat Mefistofele.Модель "502" имела при несколько больших размерах кузова тот же двигатель, что и у "501".
1924 год - Инвестиционная программа FIAT как в Италии, так и за рубежом постоянно развивалась - в т.ч. в 1924 г. началось производство автомобилей FIAT в Москве. В это время молодая советсткая республика нуждалась в грузовиках, чтобы поднимать народное хозяйство. Фактически, с этой даты и модели АМО Ф-15 начинается история ЗиЛа, который выпускает грузовые автомобили и по сей день.
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию