Генеральный директор ДП «Авто Интернешнл» Елена Дунина рассказала AUTO-Consulting о том, почему не все женщины любят маленькие авто, когда прямое представительство Mazda/Suzuki откроется в Украине и о перспективах Suzuki Corporation построить завод у нас в стране.По данным AUTO-Consulting, помимо основных обязанностей генерального директора ДП «Авто Интернешнл» - официального дистрибьютора брэндов Mazda и Suzuki в Украине, Елена Дунина успевает вести активную работу в ВААИД, быть членом Совета предпринимателей при Кабмине, сотрудничать с Таможенным комитетом, консультировать государственные органы по адаптации украинского законодательства к европейским требованиям, принимать участие в Ассамблеях деловых кругов Украины… И это далеко не полный список сфер интересов Елены Анатольевны.
Но интервью мы проводили в канун 8 Марта, поэтому наш разговор, традиционно, решили начать с женской темы.
Корреспондент AUTO-Consulting: Вы не первый год в автомобильном бизнесе и наверняка обратили внимание на эволюцию женских автомобильных вкусов?
Елена Дунина: Женские автомобильные вкусы прошли эволюцию от маленьких автомобилей к большим, а затем – к авто среднего размера и к компактным машинам. Но это, если говорить о габаритах. Что касается функциональности, - то здесь женские симпатии перешли от классических авто к кроссоверам. И этому есть объяснение. После получения прав, водители мужчины намного чаще уверены в своих навыках вождения, чем женщины. А дамы, даже имея навыки и опыт вождения, все еще сомневаются в себе и продолжают совершенствовать свое водительское мастерство. Поэтому женщинам нужно больше времени, чтобы свое хорошее знание теории проверить на практике вождения. Все это проверочное время женщина, как правило, ездит на маленьком авто. Уверенные в своих силах, пересаживаются на машины больших и средних размеров. До кризиса такой была общая тенденция.
Сейчас, когда на первый план вышла экономичность, женщины вновь вернулись к автомобилям средних и компактных размеров. Разница только в том, что теперь это компактные кроссоверы. Это самый быстрорастущий сегмент, как в мире, так и в Украине.
При этом, вне зависимости от габаритов и функциональности, женщины продолжают выбирать автомобили сердцем и душой, нежели логикой. Для женщины очень важна эмоция, внешний вид, комфорт. И она, в отличие от мужчины, редко думает о тех технологиях, благодаря которым все это достигается. Ей достаточно того, что они есть. Поэтому, главное в работе инженера-мужчины – создать то, что способно зацепить женщину в автомобиле. Это своего рода роман, который происходит у женщины с автомобилем. Или, в опосредованной форме - с создателем этого автомобиля. Удастся ему покорить женское сердце или нет.
АС: Мне трудно понять, чем покоряют женское сердце, например в Suzuki Jimny или Grand Vitara? Ведь это - внедорожные мужские авто.
ЕД: Мы сами удивились, когда увидели, что 50% покупателей Grand Vitara – женщины. Не меньше были удивлены и представители корпорации Suzuki. Это украинский феномен. Я думаю, дело тут в том, что женщины нашли определенный шарм в строгости линий Suzuki. Но главное, что Suzuki – надежные автомобили и женщины чувствуют себя в них самодостаточными. Сейчас сформировалось поколение женщин, для которых надежное мужское плечо – это важно и приятно. Когда оно есть рядом. И когда рядом есть надежный мужчина – это хорошо. Но когда его нет – пусть рядом будет надежный автомобиль.
АС: Неужели сегодня еще сохранилось такое понятие, как женский автомобиль?
ЕД: Также, как в женских прическах появились короткие стрижки, а в женской одежде – брюки, женщины постепенно входят на мужскую автомобильную территорию. Соответственно, меняется и понятие женский автомобиль. Популярность у женщин Jimny и Grand Vitara – тому подтверждение. Я читала исследование, по которому, даже если автомобиль покупает мужчина, мнение женщины при выборе доминирует в 70%. А процент, когда женщина опосредованно влияет на выбор мужчины, зашкаливает за 90!
АС: То есть, практически все автомобили купленные мужчинами по своему вкусу (как они думают), на самом деле – женские…
ЕД: Женские автомобили тоже бывают разными. Женщины, которые любят романтический стиль, выбирают автомобили с плавными линиями. Более активные женщины приобретают авто более строгих форм, с мужскими чертами. Еще важную роль играют динамика и комфорт. Я, например, воспринимаю автомобиль только в движении. Кроме того, для женщины особенно важно, чтобы автомобиль был для нее личной зоной комфорта, в которой она способна не только сохранить то, что есть у нее внутри, но и восстановить силы.
АС: Давайте поговорим уже об общем (для мужчин и женщин) рынке. К какой доле рынка вы стремитесь в 2012 году?
ЕД: Планируем на 2012 год удержать один процент рынка и по Mazda, и по Suzuki.
АС: Каковы, по-вашему, ближайшие перспективы украинского автомобильного рынка?
ЕД: Как говорил Черчилль, хороший политик всегда скажет, что будет через несколько лет. Потом, самое главное, - объяснить, почему этого не произошло.
Это я к тому, что сейчас идет много споров о том, достигли ли мы кризисного дна или продолжаем идти по нисходящей. По моему мнению – продолжаем идти по нисходящей. Но это напрямую негативно не отразится на украинском автомобильном рынке. Ведь наш авторынок рухнул с опережением. Раньше и быстрее, чем падали в динамике все остальные экономические показатели.
Мы привыкли сравнивать себя со странами Евросоюза и Россией. По сравнению с ними, по количеству автомобилей на душу населения перспективы у нас просто замечательные. Даже в России этот показатель в полтора раза больше, чем у нас.
До кризиса рынок новых автомобилей в Украине был примерно в три раза меньше, чем в России. В 2011-м продажи в России превысили докризисные. А в Украине рынок новых авто стал меньше в 11 раз. При этом ВВП в целом и на душу населения у нас меньше, чем в России в 4 раза. Значит, у нас еще есть большой потенциал продаж. Примерно 500-600 тысяч автомобилей в год. Но пока этот потенциал не подкреплен покупательской способностью. На ближайшие 3-4 года сложно прогнозировать рост рынка больше, чем на 12-15% ежегодно. Пусть это консервативный прогноз, но если реальность окажется лучше, я буду только рада.
Например, не исключен всплеск спроса на автомобили в период, от окончания Евро 2012 до, примерно, осени. Причем, автомобили будут приобретать не только перераспределяя средства от Евро. Некоторые станут рассматривать машину, как инвестицию, средство вложения денег. Ведь могут в очередной раз усилиться девальвационные ожидания населения. Как это происходит каждой осенью.
Потенциал нашего рынка в два раза больше, чем прогнозы продаж на 2012 и 2013 годы. Но я не вижу внезапной реализации этого потенциала. Нет таких перспектив.
АС: Каковы перспективы прихода в нашу страну представительства Mazda/Suzuki?
ЕД: Пока эти планы отложены. Среди японских брендов принято приходить или через прямые представительства, или через торговые дома. Mazda/Suzuki работают через торговый дом Itochu. Это учредитель ДП «Авто Интернешнл». Мы, в свою очередь, работаем, как с Itochu, так и с Mazda Corporation и Suzuki Corporation по прямым дистрибьюторским соглашениям.
С начала кризиса многие японские производители стали оптимально сокращать свои мощности, чтобы в нужный момент развернуть их опять. Усилилось сотрудничество производителей с торговыми домами. Поэтому, в ближайшие годы я не вижу перспектив прихода в Украину представительств Mazda и Suzuki.
АС: Возможно, есть планы производства или хотя бы сборки Mazda/Suzuki в Украине? Как, например, в Венгрии.
ЕД: Чтобы инвестировать в производство, производителю необходимы не только привлекательные условия, но и устойчивость экономики и законодательства. Автомобиль – заметный товар, который всегда на глазах. Это не иголка, которую не видно. Поэтому, всегда, когда в бюджете не хватает средств, у государства появляется соблазн обложить автомобили дополнительными временными налогами. Наряду с ювелирными изделиями и топливом. И у нас это уже в порядке вещей.
Представители Suzuki Corporation приезжали в Украину еще в 90-х и серьезно рассматривали возможность строительства завода. Но как раз в это время у нас, забыв про Закон «О защите иностранных инвестиций», отдали преференции одному автосборочному предприятию. Японская нация достаточно щепетильна в вопросах теневых схем игры. Этот принцип для них настолько важен, что японцы не пожертвуют им ради дополнительных заработков. Не говоря уже об экономических рисках. Поэтому, единственный шанс для Украины сегодня – продемонстрировать свою стабильность и надежность. Тогда к нам могут прийти инвесторы.
Если говорить об автомобильном рынке, то с моей точки зрения у нас хорошие шансы и перспективы, для прихода производителей отдельных автомобильных комплектующих. С этого можно начать, поскольку у нас хорошее географическое положение. В соседней России многие бренды уже открыли свои предприятия. Очень редко бывает, чтобы производители строили заводы в соседних странах. По логистике это не целесообразно. Другое дело – комплектующие.
АС: С учетом нашей нестабильности, о которой Вы упоминали, какова на сегодняшний день вероятность повышения пошлин на автомобили? Ведь, спецрасследование продолжается…
ЕД: На сегодняшний день вероятность повышения пошлин невелика. Я не думаю, что надбавку к пошлине введут, поскольку предприятие, о котором идет речь, и которое, по сути, инициировало спецраследование, - не государственное. И это не защита интересов государства. Почему государство должно защищать интересы отдельных частных инвесторов, противопоставлять их всем остальным? Я надеюсь, что у руководителей государства хватит здравого смысла не идти на подобные действия.
Инф. AUTO-Consulting
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию