В Приморском крае количество наложенных административных взысканий на водителей растет год от года. Так, за 9 месяцев 2009 года Госавтоинспекция возбудила 921тыс. 449 дел об административных правонарушениях (по всем категориям участников дорожного движения, куда вошли как штрафы, так и предупреждения), а за аналогичный период 2010 года - уже 947 тыс. с хвостиком. Из них составлено штрафных квитанций, подлежащих обязательной оплате в 2009 году чуть более 644 тыс. против 674 292 документов в нынешнем году. Взыскано (исполнено постановлений о наложении штрафа) в этом году 484 031, за аналогичный период 2009 года - 373 368 штрафов.
Приписное свидетельство
Генеральный прокурор РФ Виктор ЧАЙКА не так давно попенял Департаменту обеспечения дорожного движения (ДОБДД) на неэффективность системы взыскания штрафов. По мнению Генпрокуратуры, именно ГИБДД должна следить за их уплатой, иначе водители уклоняются от ответственности, что ведет к искусственному завышению показателей деятельности органов ГИБДД.
Получается, на проштрафившегося водителя наложено взыскание, которое он проигнорировал и которое через год становится ничтожным по причине прекращения делопроизводства по административному правонарушению, а галочка о выявленном нарушении в отчетных анналах ГИБДД остается.
В подтверждение своего предположения Генпрокуратура привела сверенные данные ГИБДД и ФССП о взыскании штрафов в области дорожного движения, согласно которым Госавтоинспекция завышает свои показатели.
Тем не менее, как следует из беседы с высокопоставленным сотрудником ГИБДД края, пожелавшим сохранить свою анонимность, от претензий прокуратуры им ни холодно, ни жарко. "Все идет своим чередом: водителей и пешеходов, нарушающих правила дорожного движения, мы наказываем, с составлением соответствующих административных документов. В случае неуплаты штрафа в установленные законом 30 дней со дня вынесения постановления минимум - штраф удваивается, а максимум - можно и в каталажку загреметь до 15 суток административного ареста. Прецеденты уже есть. Бывает, что штрафы так и остаются неоплаченными, но по всем материалам дела передаются в службу судебных приставов, и штрафниками-должниками занимаются приставы".
У семи нянек
Приставы свою роль в общей системе взыскивания штрафных долгов не снимают, но в свою очередь соглашаются с прокуратурой: ГИБДД в связке "нарушитель - штраф - казна" не должна самоустраняться - раз и, во-вторых, более тщательно отслеживать продвижение документов.
По словам начальника пресс-службы Управления ФССП по Приморскому краю Анжелики РАЗУВАЕВОЙ, в Приморское Управление ФССП приходят материалы административных дел, по которым должники уже давно штрафы оплатили. Не помогают и совместные комиссии, призванные сгладить противоречия и шероховатости во взаимоотношениях.
О том, что разночтения между приставами и ГИБДД края существуют, говорят цифры. Если из наложенных взысканий вычесть погашенные, то полученная цифра отличается от тех почти 220 тыс. исполнительных производств по штрафам ГИБДД, находящихся сегодня на руках у приставов. По данным Госинспекции, таковых должно остаться немногим более 190 тыс.
Так или иначе, но невозможность финансово наказать нарушителя ПДД поощряет вседозволенность, а принцип неотвратимости наказания остается чисто декларативным. Пока так будет продолжаться, снижение аварийности в стране на 5% в год будет восприниматься в обществе как победа, в то время как в цивилизованном мире уже давно поняли, что лучшего способа держать водителей в узде, чем битье долларом (евро, кроной, франком и т.д.) история еще не придумала. С другой стороны, какого лешего закручивать административные гайки раз в полгода, повышая штрафы, если их все равно не платят?
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию