Екатеринбург, Май 06 (Новый Регион, Игнат Святки) – 8 мая в России вступает в силу новый Федеральный закон №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», разработка которого велась последние 15 лет. Документ содержит целый ряд нововведений принципиально меняющих взаимоотношения между пассажиром и перевозчиком. Изменения коснутся всех видов транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных и легковых такси. Как рассказал «Новому Региону» депутат свердловской облдумы, руководитель рабочей группы по транспорту Ринат Садриев, в настоящее время любые автоперевозки в нашей стране регулируются Уставом, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР еще в 1969 году, поэтому принятие нового документа было остро необходимо. К примеру, в старом Уставе никак не регламентировались отношения, возникающие между пассажиром и перевозчиком при пользовании услугами городского наземного электрического транспорта. Попросту говоря, в документе не было ничего сказано про троллейбусы и трамваи.
Одним из самых суровых нововведений является ужесточение ответственности, возлагаемой на автотранспортные компании, осуществляющие междугородные автобусные перевозки. Глава шестая нового Устава гласит, что при опоздании более чем на час компания-перевозчик должна будет выплатить пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения всех убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства. При этом закон не уточняет, являются ли пробки или иные дорожные трудности форс-мажорным обстоятельством, освобождающими перевозчика от ответственности.
Устав регулирует также работу легковых такси, пассажир (заказчик) которых именуется фрахтователем. Предполагается, что каждый таксист должен будет иметь визитку с фотографией, а автомобиль – карточку-разрешение и таксометр. Все это, по словам Рината Садриева, систематизирует работу такси свободного проката. «В последнее время происходит много убийств таксистов, пассажиров часто грабят. Статистика этих преступлений будет гораздо ниже, если диспетчерские и сами такси будут аккредитованы, а их автомобили оснащены навигационной системой «ГЛОНАСС», при помощи которой, кстати, таксометр будет насчитывать стоимость проезда. Пассажиру водитель должен будет в обязательном порядке по факту поездки выдавать квитанцию или кассовый чек. Однако водитель вправе и отказаться ехать, если предлагаемый маршрут или поведение пассажира может создавать угрозу его безопасности», – отметил собеседник информагентства.
Среди нововведений привлекает внимание и глава о льготах для пассажиров, а именно – для детей. По новому Уставу, на междугородных автобусах можно будет провозить детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату в половину стоимости билета. При этом право на бесплатный проезд в городском и пригородном сообщении останется у детей не старше семи лет и на проезд в междугороднем – до пяти лет.
Будут пересмотрены и штрафные санкции. «Административный кодекс не отвечает нынешним реалиям, – говорит Ринат Садриев. – Например, сегодня штрафы налагаются только на пассажиров, кто не купил билет в муниципальном транспорте, однако, нужнее ввести такую практику и на коммерческом».
Стоит отметить, что в развитие Устава должны быть утверждены еще Правила перевозок грузов автомобильным транспортом и пассажиров. Пока же вступающий в силу 8 мая документ является только «сумкой», которая должна заполняться. «Когда этот пакет законов, регламентирующих работу пассажирского транспорта, будет сформирован на федеральном уровне, субъекты федерации начнут выстраивать свои законы, которые будут адаптированы к федеральному, – отметил Ринат Садриев. – Нужно это из-за того, что на сегодняшний день имеется очень много прецедентов, когда регионы создавали свои законы, но они опротестовывались прокуратурой из-за противоречия федеральному законодательству. Новый же Устав – это вектор, направление, в котором будут дальше работать субъекты РФ, создавая правильно по его скелету свои регламентирующие документы в области пассажирских перевозок».
Наряду с вышеперечисленными нововведениями, региональные власти ждут принятие еще одного важного федерального закона – «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ».
Как и принятый Устав, он был разработан и внесен Правительством России, и уже прошел несколько чтений. Этот закон предусматривает проведение конкурсов, а также предоставляет местным властям практически права в регулировании деятельности маршрутных перевозчиков. «Государство определило курс – монополий быть не должно, так как страдает услуга, тариф, пассажир. В связи с этим с 2011 года планируется введение ограничения на право одной компании или группы лиц занимать более 65% объема одного сегмента пассажирских перевозок. С 2013 года один перевозчик сможет занимать лишь 35% рынка», отметил господин Садриев и не исключил, что в связи с этим не за горами то время, когда на улицах городов появятся коммерческие трамваи и троллейбусы.
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию