Один из первых приморцев, купивших в Японии и эксплуатировавших автомобиль с правым расположением руля, погиб в ДТП. Когда стали выяснять все обстоятельства происшествия, выяснилось, что именно расположение руля сыграло не последнюю роль в трагедии. Было это в далеком 1975 году, но для владивостокского пенсионера Юрия Трифонова (не путать с "авторитетным" однофамильцем) как будто это было несколько дней назад. Погиб его друг, которого он видел и с которым разговаривал буквально за несколько минут до трагедии...
Удивительно, но в СССР, при тотальном контроле и запрете финансово выделяться в так называемом обществе "равных возможностей", запрета на ввоз иномарок не было.
Что в действительности было, так это отсутствие информации, независимых юристов и вселенский контроль со стороны всесильных "органов". Если бы на тот момент люди, имевшие разрешенный доступ к валюте и выезд за границу, знали нюансы таможенного и регистрационного законодательства "страны победившего социализма", то поток иномарок, тогда еще в Союз, начался бы лет за 20 до общепринятого исторического старта в конце 80-х прошлого столетия.
Показательный случай произошел в 1972 году, когда старпом ДВМП Владимир ВЕСЕЛОВ привез из Канады "Шевроле". Более двух месяцев "американский дорожный крейсер" стоял в порту без какой-либо возможности его государственной регистрации. "Телефонное право" того времени работало как часы, и везде владелец машины слышал отказ. Пока за дело не взялся Юрий Иванович.
- Володя Веселов был старпомом на ледоколе, где в то время вторым штурманом работал мой двоюродный брат, - вспоминает Юрий Иванович. - Через брата я узнал о сложностях с "Шевроле". Мы созвонились с тогдашним начальником РЭО ГАИ Василием КАКУРКИНЫМ. При встрече мы убедили капитана ГАИ поставить машину на учет. Как оказалось, по советскому законодательству не запрещалось регистрировать машины, имевшие товарный чек, пусть даже другого государства, таможенное оформление и соответствующую оплату. Примечательно, что даже во время нашего разговора в кабинете начальника РЭО не прекращались звонки из "высоких" партийных кабинетов. Но Какуркин держался молодцом и машину на учет поставил!
После "Шевроле" в 1974 году на приморских дорогах засветился "Бьюик", принадлежавший советскому торгпредству в Японии, с которым не хотел расставаться тогдашний торговый представитель Гиви ЧХЕИДЗЕ. Кстати, знаковая личность в истории, по словам Юрия Ивановича, после работы в Японии руководивший грузинским морским пароходством, а еще через некоторое время ставший одним из последних советских председателей Совета министров Грузинской ССР.
Но еще за 7 лет до истории с "Шевроле" Юрий Иванович сел в праворульную машину ... ГАЗ-21 "Волга" советника посольства СССР в Японии. Ее он перегонял из Находки во Владивосток. Что удивило тогда Трифонова, так это вакуумный усилитель тормозов, которые установили на "Волге" японцы.
Потом было десять праворульных 408-х "Москвичей", собранных на Автомобильном заводе им. Ленинского комсомола (АЗЛК) и по всем статьям отвергнутых японцами. С этими "Москвичами" у Юрия Ивановича связаны самые яркие воспоминания, поскольку 4 из 10 "Москвичей" были разбиты на Сахалине, куда их сбагрил заказчик - Министерство лесного хозяйства, а сахалинским проводником непосредственно выступал сам Юрий Иванович.
Японцев не устраивало буквально все, от тормозов до запаха в салоне. Поэтому, чтобы как-то пристроить эти машины, было решено раскидать их по лесхозам Приморья, а четыре машины переправить на Сахалин. Проблема, из-за которой все машины были разбиты, лежала в ее праворульной плоскости. На ней невозможно было сделать быстрый обгон, а на тех дорогах, что были в те времена на Сахалине - гравийка без всякого намека на асфальт, с соответствующей дорожной инфраструктурой, у "Москвичей" не было ни единого шанса. В двух авариях Юрий Иванович побывал сам и чудом остался жив.
Однако началом "вторжения" правого руля Юрий Иванович Трифонов считает 1973 год, когда его двоюродный брат Олег ГОЛИКОВ привез Nissan Cedric, а друг Евгений КРАВЧЕНКО познакомил Владивосток с первой "Тойотой". Машина называлась "многосложно": Toyota Corona Mark II, с которой и произошла та самая авария, о чем было сказано в самом начале. На гололедном участке машину выбросило на встречную полосу на Океанском проспекте в районе пельменной, где сегодня находится автомагазин "Остров сокровищ".
- На подъем шел мусоровоз ГАЗ-51, и вот "Тойоту" с Женей на гололеде правой стороной швырнуло под нее - да так, что водительская дверь пришлась на сторону "мусорки", где находились рычаги гидроуправления кузовом. Женя погиб сразу. Он стал первым, кто привез "праворульную" японку, первым участником ДТП на иномарке и первым, кто погиб из-за расположения руля.
"Цедрику" повезло больше. Олег Голиков проездил на нем 13 лет и продал в Сибирь, где не так давно тот засветился в авто-шоу раритетных машин и, судя по всему, чувствует себя неплохо.
Ну, а настоящая праворульная экспансия началась в 1989 году, с памятного по публикациям в прессе того времени "Круиза для своих". Но не с тем, что в сомнительном круизе с привозом машин для себя и своих родственников были замешаны крупные партийные и хозяйственные деятели Владивостока и Приморского края (на тот момент легковой транспорт потихоньку начал просачиваться на наш берег).
Сегодня, глядя на их проделки и сравнивая с делами сегодняшних... "деятелей", можно только снисходительно улыбаться. Примечательными те круизы были с точки зрения экономического реформирования, слома партийно-хозяйственной экономической модели, чему в немалой степени поспособствовало начало ввоза в страну коммерческого транспорта, без которого ни о каких экономических реформах, не говоря уже о развитии новых экономических отношений, не могло идти и речи.
"Первооткрывателем", человеком, привезшим в Приморье первую коммерческую машину, стал Владимир ЛЮБИНСКИЙ. В 1989 году он из круиза привез "ММС Делику", которую, как и в случае с "Шевроле" Владимира Веселова, не хотели регистрировать, но только по другой причине.
Как оказалось, на тот момент существовало постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, запрещавшего продажу и эксплуатацию на территории страны коммерческого транспорта. В список входили не только микроавтобусы, но и грузовики, пикапы и т. д. Техники, кроме как советской, не должно было быть не только в головах советских граждан, но и на дорогах.
И опять, как в случае с "Шевроле", у Юрия Трифонова нашлись слова и аргументы, против которых в ГАИ пойти не смогли, и, как оказалось, не нашлось таких аргументов и у агонизирующей советской власти. - Начальником ГАИ тогда был Петр Кузьмич ТАРЛАВИН, с которым и вышел разговор. Суть его я не помню, но смысл был в том, что известное постановление запрещало ПРОДАЖУ такого транспорта, но не ПОКУПКУ за границей и ПОСТАНОВКУ его на государственный учет!
Правда, Владимиру Любинскому пришлось несколько кресел демонтировать, поскольку "Делика" попадала под водительскую категорию "Д", которой у Любинского не было. Но этот демонтаж был из разряда приятных хлопот...
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию