Гоночная трасса в подмосковном Мячково обошлась ее владельцам, по разным оценкам, в $5 млн за последние два года. На призовые, которые ежегодно получал Михаэль Шумахер в бытность чемпионом «Формулы-1», можно заиметь три такие трассы.
Но пока это единственный более-менее приличный автодром в России.
Не потому ли многие уверены, что автомобильного спорта в стране нет? Поинтересуйтесь у прохожих на Тверской: «Кто в прошлом году стал российским чемпионом по кольцевым гонкам?» ...А Шумахера-то, поди, каждый назовет.
Нам сразу подавай «Формулу-1», и непременно под стенами Кремля.
А тащиться в какое-то Мячково за 15 км от Москвы смотреть гонку класса «Туринг лайт» – что ты.
Между тем в Мячково в минувшем году провели семь гоночных уик-эндов. В них участвовали почти 100 пилотов из 50 команд. Эти люди твердо убеждены, что с них начинается российский автоспорт. И пусть капитализация всей отечественной «Формулы-3» сравнима с годовым рекламным бюджетом какого-нибудь столичного автодилера, они уже готовы вложить $1,5 млн в создание конкурентоспособного болида ArtTech с углепластиковым монококом.
На южных рубежах Родины не только хорошо торгуют, но и вкладывают деньги в гоночные команды.
Мы сидим с Олегом Кесельманом в шумном стритрейсерском кафе Mille Miglia, и он посвящает меня в тонкости спортивного маркетинга. Области, где большой спорт смыкается с большим бизнесом.
У Олега своя гоночная команда – Kesselman Motorsport. А сам он сейчас выступает в европейском Porsche Carrera Cup за команду DreamCar Racing, для которой нашел спонсора – крупнейший автомобильный холдинг в Ставрополе.
Спортмаркетинг – целая наука. Придумать проект, рассчитать количество зрителей и рекламы, грамотно все оформить и подать. Если в игровых видах дорожки проторены, то в автоспорте все только начинается. Не просто подтянуть Rothmans, Shell, West, «Газпром», «Лукойл» и другие серьезные бренды, располагая единственной трассой и скромным, по мировым меркам, числом зрителей.
Олег Кесельман: трехкратный чемпион Москвы и вице-чемпион СССР по картингу; чемпион России 1998 года, вице-чемпион 1999 года и победитель кубка ЛУКОЙЛ-АСПАС в классе «Туринг»; 4-е место в классе А6 на гонке «24 часа Нюрбургринга», 3-е место в гонке «100 миль на приз Швейцарского автоклуба» в 2002 году; призер Чемпионата Германии по «длинным гонкам» и победитель гонки Eifelrennen 24-h Special 100 km в 2003 году.
В Германии на старт «24 часов Нюрбургринга» выходит около 200 мощных машин разных классов. Коварная трасса «Северная петля» изобилует закрытыми поворотами, погодные условия переменчивы, из освещения – только фары, а в метре от дорожного полотна – лес. На такое приходит смотреть людей чуть ли не вдвое больше, чем на «Формулу-1».
Олег первым в нашей стране озвучил крамольную мысль о том, что «Королеве автогонок» недостает зрелищности. Каким классным пилотом ни был Михаэль Шумахер, его постоянное лидерство уже вызывало вопросы об истинных причинах такого успеха. Хозяин Ф-1 Берни Экклстоун, которого за глаза все зовут «кукловодом», заигрался, превратил гонку в зрелище для простаков и дряхлеющего европейского истеблишмента. А цепляющийся за Ф-1 князь Монако – просто ретроград.
Появление логотипа GQ на борту болида Олега Кесельмана – как запуск маленького спутника в микровселенную автомобильных гонок. Машина – омологированный для соревнований 400-сильный Porsche 996 GT3 (Typ 997).
Но Россия, от президента до школьника, все больше предпочитает болеть за футбол, в который у нас уже давно играют как в лотерею.
Любой бизнес требует каких-то базовых инвестиций. Олег рассказывает, что в Европе трассы строятся при поддержке государства. Так, Евросоюз сейчас помогает восстанавливать единственное в Литве кольцо, Kacergiene под Каунасом. Тут уже прослеживается тонкая взаимосвязь спорта, бизнеса и общечеловеческой культуры. Выпустить молодежь на трассу – снизить аварийность на обычных дорогах. И потом, недостаток государственного участия неизбежно замещается участием мафии.
Да и вообще про автомобильный спорт разное говорят... Например, что настоящая гонка начинается после финиша. Грамотно подать протест, оспорить регламент... Или даже задним числом переписать технические требования и отменить результаты уже состоявшихся заездов. Впрочем, на Западе так грубо давно уже не действуют. Европейский болельщик разборчив – не простит.
Разговор склоняется к тому, что проблемы нашего автоспорта не решишь росчерком президентского пера. Одним махом не удастся избавиться от дурной наследственности.
Внутри «боевой» версии Porsche 911 GT3 – единственное пилотское кресло, оснащенное специальными ремнями безопасности и системой защиты головы и шеи HANS. Плюс трубчатый каркас. И никакой обивки.
В советские годы автоспорт как неолимпийский вид был отдан на откуп Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту. «Автоспорт – витрина ДОСААФ» – в приличном обществе это произносили с иронией. А ведь европейские пилоты начинают карьеру с картинга. Это сродни чистописанию в начальных классах, прививает чувство автомобиля. Уже в 15-16 лет талантливый юноша мчится в кокпите юниорской формулы. С перспективой к 23 годам сесть за руль болида «Формулы-1» или престижного кузовного класса. Отсев – жесточайший.
Наши чемпионы в других видах спорта, что интересно, воспитывались практически по той же схеме – без намека на социалистические отношения. Из сотен тысяч мальчишек и девчонок с горящими глазами на олимпийский подиум со слезами на глазах всходили единицы.
Информационные табло и флажковая сигнализация – эффективный способ «достучаться» до разгоряченного спортивной борьбой пилота.
При этом гимнаст, конькобежец, фигурист за свой будущий триумф расплачивались главным образом здоровьем. А в автоспорте почти ничего не стоят только первые шаги – когда мама, заехав в супермаркет за покупками, заодно дарит сынишке час покатушек на картинговой трассе.
Мы все еще пожинаем плоды тех, советских лет. А пилоту обязательно требуется развиваться «на вырост». Чтобы на национальном уровне выступать уже на серьезной машине и за деньги крупных спонсоров. А пока спортсмены, переросшие себя в России, отправляются искать славы в Европу. Олег сделал это еще в 2000 году.
Только не убеждайте, что у России особый путь. Мы с Олегом согласны. Не построил Гитлер под Москвой второго Нюрбургринга, и хорошо. Например, в Австралии есть гоночная серия V8. За границами континента о ней знают мало, но она неимоверно популярна.
Дождемся ли мы подобного от какой-нибудь из отечественных серий? Чиновникам от российского спорта выгоднее делать вид, что нет такого явления, как русское кольцо. Российская автомобильная федерация в минувшем году провела всего одну кольцевую гонку. Абсурд для страны, которая, по оценкам западных экспертов, к 2012 году выйдет на первое место в Европе по продажам легковых автомобилей.
Статьи на подобную тему
Ни одного пользователя прокомментировали эту публикацию